Показатели назначения входят в техническое задание, в котором указывается назначение объекта, его состав, структура, особенности и ряд технико-экономических показателей:
Одним из важнейших показателей, определяющих спрос на проектируемый объект, является его качество. Обеспечение необходимого качества возможно при удовлетворении эксплуатационных, производственно-технологических, экономических и эргономических требований, предъявляемых к деталям, узлам и механизмам.
Рассмотрим подробнее эксплуатационные требования. Они включают в себя показатели назначения (функциональные показатели), надежность, массу, габариты, КПД, точность и др.
Показатели назначения входят в техническое задание, в котором указывается назначение объекта, его состав, структура, особенности и ряд технико-экономических показателей:
- ? технические характеристики — вид и скорость движения, производительность, надежность, масса, габариты, КПД, точность;
- ? энергетические характеристики — источники питания, мощность, КПД;
- ? устойчивость к внешним воздействиям, влияющим на работу объекта;
- ? стоимость и другие показатели, зависящие от назначения объекта проектирования.
Отметим одно из противоречий, возникающих в группе эксплуатационных требований: для обеспечения требований технического обслуживания и ремонта необходимо предусмотреть в конструкции подходы к ряду агрегатов и узлов, что реализуется обычно введением люков, откидных крышек и т. д. Это приводит к увеличению массы конструкции, что нежелательно для технических характеристик изделий.
Выполнение производственно-технологических требований обеспечивает технологичность конструкции. Технологичной называют такую конструкцию, для создания которой требуются наименьшие затраты времени, труда и средств при заданном объеме выпуска в условиях данного производства. Например, в серийном и массовом производствах более технологична та конструкция, в процессе изготовления деталей которой удается получить форму заготовки, максимально приближенную к конечной форме детали.
Экономические требования связаны с достижением минимальной стоимости изготовления и эксплуатации детали, узла и др. Уменьшение себестоимости, как правило, связано со снижением затрат живого труда, материалов, энергии на изготовление и эксплуатацию, с совершенствованием технологии и т. д.
Эргономические требования определяются безопасностью и комфортом для человека, эксплуатирующего объект, снижением или исключением вредных воздействий на человека и окружающую среду, повышением положительных эмоций.
Важно отметить, что в соответствии с ТЗ в первую очередь должны быть обеспечены эксплуатационные требования. Проектировщик большое внимание должен обращать не только на производство, но и на сбыт создаваемой продукции, т. е. технические и экономические характеристики конструкции должны быть увязаны с требованиями потребителя.
Пространственное расположение инструмента и заготовки под воздействием сил резания, собственного веса узлов и температурных воздействий обеспечивается несущей системой станка.
Несущая система — это совокупность базовых деталей и узлов между инструментом и заготовкой.
К базовым деталям и узлам относят:
Пространственное расположение инструмента и заготовки под воздействием сил резания, собственного веса узлов и температурных воздействий обеспечивается несущей системой станка.
Несущая система — это совокупность базовых деталей и узлов между инструментом и заготовкой.
К базовым деталям и узлам относят:
- корпусные детали (станины, основания, стойки, колонны, корпуса шпиндельных бабок и т.д.);
- каретки, суппорта;
- ползуны;
- траверсы.
При расчете на кручение замкнутых профилей станины можно пользоваться следующей формулой:
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Электромонтажник устанавливает печатную плату в приспособлении и приступает к сборке изделия.
Обычно радиоэлектронное устройство состоит из отдельных функциональных блоков и узлов, что позволяет разделить механическую сборку на узловую и общую. Это облегчает процесс монтажно-сборочных и регулировочных работ и их механизацию.
Электрический монтаж различают внутри- и междублочный. Внутриблочный монтаж — это совокупность операций по соединению монтажными проводами контактных выводов деталей и узлов функционального блока или узла в соответствии с его принципиальной и монтажной схемами. Междублочный монтаж заключается в осуществлении электрической связи между отдельными функциональными блоками системы с помощью соединительных кабелей.
Электрический монтаж изделий РЭА на предприятиях в условиях единичного, мелкосерийного и серийного производства осуществляют на специально оборудованных монтажных участках или в цехах. Основным видом технологического оборудования являются верстаки для слесарно-сборочных работ, столы для электромонтажных работ, поточные или конвейерные линии. Кроме того, на участках устанавливают стеллажи, шкафы и столы для хранения деталей, радиокомпонентов, монтажных проводов, материалов и готовых изделий.
Последовательность сборки изделия РЭА на одном рабочем месте устанавливается технологическими операционными картами.
Электромонтажник устанавливает печатную плату в приспособлении и приступает к сборке изделия.
При сборке изделий на поточной или конвейерной линии электромонтажник производит одну, максимум две-три сборочные операции, которые, как правило, заключаются в установке и пайке одного (или двух-трех) радиокомпонента. В этом случае он получает определенный набор электромонтажных инструментов и одну технологическую операционную карту (эскиз).
На поточной или конвейерной линии одновременно могут собираться несколько узлов или изделий РЭА. Такие линии называются многопредметными.
Электрический монтаж — наиболее трудоемкий этап производства радиоэлектронной аппаратуры. Качеством выполнения электрического монтажа определяются характеристики, параметры и надежность смонтированного устройства.
Сортировочная работа в узлах должна выполняться на одной сортировочной станции, за исключением узлов, обслуживающих крупнейшие ropo-
Узлы с одной станцией различаются в зависимости от числа подходов к узлу, от числа главных путей, взаимного расположения приемо-отправочных и сортировочного парков и других условий.
Обработку транзитных поездов (техническое обслуживание, коммерческий осмотр, смену бригад) выполняет на каждой линии своя станция. Пассажирские устройства должны быть на каждой станции. Устройства для грузовых операций могут быть на обеих станциях или только на одной, в зависимости от расположения промышленных и других предприятий. Для пропуска пассажирских поез-
Достоинство узлов треугольного типа: он удобен для пропуска транзитных поездов по всем направлениям (по кратчайшим расстояниям).
Недостаток: часть вагонопотока имеет перепробег в узле при любом расположении сортировочной станции. Например: при расположении сортировочных устройств на станции 1, перепробег будут иметь вагоны с переработкой, следующие с В на Б и с Б на В. Наличие в узле трех станций вызывает дополнительные расходы по содержанию штата и устройств станции.
Узлы с последовательнымрасположением станций (рис. 9.5) образуются в случаях, когда имеются в узле несколько специализированных станций, расположенных последовательно по местным условиям. Такими условиями могут быть топографические (в долине реки) или планировочные (узел обслуживает крупный город с промышленными предприятиями, размещенными на большом протяжении вдоль железной дороги). Подходы к узлам этого типа концентрируются по концам.
Узлы с последовательным расположением станций обслуживают главным образом прямые грузовые и пассажирские потоки и местную работу. Узлов этого типа на сети достаточно много (Смоленский, Уфимский, Вологодский и др.). Они различаются числом станций, их взаимным расположением, числом подходов.
Узлы с последовательным расположением станций удобны для пропуска пассажирских и транзитных грузовых поездов. В узле обеспечивается высокая пропускная способность. Но при большом числе подходов, главный внутриузловой ход перегружается и может появиться необходимость сооружения обхода или дополнительных главных путей.
Узлы радиального типа (рис. 9.6) в центре радиально расходящихся линий имеют основную станцию, на которой выполняется пассажирская и сортировочная работа, кроме этой станции в узле имеются и другие станции размещенные на радиальных направлениях (узлы Вязьма, Краснодар и др.). Образовались узлы этого типа из узлов с одной станцией, при росте сортировочной и местной работы. Возникновение крупных промышленных предприятий вызвало необходимость сооружения новых станций на радиаль-
Узлы тупикового типа (рис. 9.7) образуются обычно в конечных пунктах магистральных линий, определенных экономическими или географическими условиями, но для выполнения значительной работы необходимо иметь несколько специализированных станций. Пассажирская станция располагается вблизи центральной части города и имеют хорошую транспортную связь с ним. Сортировочную работу выполняет одна станция, которая об-
служивает грузовой район, подъездные пути и порт при наличии реки или моря. Узлы тупикового типа часто являются лишь первым этапом развития узла. При развитии узла приходится сооружать новую пассажирскую станцию со сквозными путями вместо тупиковой, сооружаются несколько грузовых и сортировочных станций.
Узлы кольцевого типа (рис. 9.8) образуются в крупных городах и промышленных центрах при большом числе сходящихся линий. Кольцевая окружная дорога соединяет в одно целое весь узел. Пассажирские станции располагаются в пределах города, грузовые станции располагаются как на кольце, так
и на ответвлениях от него. Число сортировочных станций и их размещение в узлах кольцевого типа зависит от числа подходов, размеров и направле-
Узлы полукольцевого типа (рис. 9.10) образуются при наличии естественной преграды, мешающей сооружению полного кольца (Одесса, Санкт-Петербург). В узле имеются глубокие вводы в город, которые заканчиваются пассажирскими и грузовыми станциями. За пределами города расположено полукольцо, связывающее подходы между собой. Сортировочные станции следует располагать на подходах к полукольцу и по возможности устраивать их объединенными для нескольких направлений.
9.3. Размещение станций и основных устройств в узле
Сортировочная работа в узлах должна выполняться на одной сортировочной станции, за исключением узлов, обслуживающих крупнейшие ropo-
да. В узлах обслуживающих крупнейшие города и промышленные центры, число и расположение сортировочных станций определяется технико-экономическими расчетами. При этом сортировочная работа должна концентрироваться на меньшем числе хорошо оснащенных станций.
При наличии одной сортировочной станции в узле, расположение ее выбирают таким образом, чтобы обеспечивался поточный пропуск наибольшего числа перерабатываемого транзитного и местного вагонопото-ка с наименьшим пробегом и наименьшей повторной переработкой вагонов в узле.
Размещение грузовых станций следует производить с учетом рода груза.
Грузовые станции, специализированные для массовых и навалочных грузов, следует располагать вблизи промышленных предприятий и баз, основных получателей груза
Погрузка и выгрузка жидкого топлива, опасных и особо пылящих грузов должна выполняться на специальных пунктах, вынесенных за пределы городской территории. При этом должны быть предусмотрены мероприятия по сокращению вредных выбросов в атмосферу.
Для сокращения транспортных издержек, в крупных железнодорожных узлах концентрируют переработку грузов на меньшем числе грузовых районов.
Устройства локомотивного ремонтного предприятия в узле размещают, с учетом обеспечения наименьших простоев и пробегов поездов и локомотивов. Ремонтные локомотивные предприятия стараются концентрировать в узле в одном пункте. Экипировочные устройства для поездных локомотивов в узле располагают на сортировочных станциях узла, на станциях обслуживающих транзитные поезда, а при необходимости также и на крупных грузовых станциях, формирующих и расформировывающих маршрутные поезда.
Устройства вагонного ремонтного предприятия размещают в узле в соответствии технологическим процессом его работы. Локомотивное и вагонное предприятия располагают на одной и той же станции с учетом их наибольшего кооперирования.
Моторвагонные ремонтные предприятия для обслуживания составов пригородных электропоездов и дизель-поездов стараются размещать рядом с пассажирской или пассажирской технической станцией, или на одной из зонных станций прилегающих участков, на которой заканчивают следование значительное число пригородных электропоездов.
9.4. Развязки подходов и обходы узлов
На подходах к станциям узла и в их горловинах, маршруты следования поездов, могут иметь пересечения между собой. Различают три вида пересечений: в одном уровне без устройства шлюзов, в одном уровне с устройством постов-шлюзов, в разных уровнях с сооружением путепроводов.
В пересечениях маршрутов в одном уровне могут участвовать маршруты прибытия поездов на станцию, маршруты отправления поездов и маневровые маршруты. Самым неблагоприятным по условиям безопасности является пересечение маршрутов приема. Такое пересечение маршрутов допус-
кается только в горловинах станций. На перегонах подходов к узлам на постах без путевого развития оно не допустимо.
Основное требование ко всем пересечениям маршрутов в одном уровне: они не должны снижать пропускную способность и создавать угрозу безопасности движения поездов.
Если выполнение этих условий не обеспечивается, сооружают развязки подходов в разных уровнях, которые значительно повышают пропускную способность, обеспечивают безопасность движения и дают экономию в эксплуатационных расходах, так как исключают простои на пересечениях.
Пересечение в одном уровне без устройства шлюзов показано на рис. 9.11.
Характерными примерами узлов могут быть сварные корпуса, гидро- и пневмоцилиндры, планетарные механизмы, тормозные устройства, шпиндельные блоки, обгонные муфты, предохранительные клапаны и т. д.
- Узел (сборочная единица) — изделие, составные части которого (детали) подверглись соединению между собой сборочными операциями на предприятии-изготовителе.
Узел, в зависимости от конструкции, может состоять из отдельных деталей или узлов и деталей.
Технологическая особенность узла — возможность его сборки независимо от других частей изделия. Иногда сборочные единицы не совпадают с функциональными (по назначению) частями изделия.
Характерными примерами узлов могут быть сварные корпуса, гидро- и пневмоцилиндры, планетарные механизмы, тормозные устройства, шпиндельные блоки, обгонные муфты, предохранительные клапаны и т. д.
Различают узлы первого, второго и высших порядков.
Способом поворота со скольжением (см. схему ниже, поз. г) монтируют тяжелые колонны. В этом случае краном при малом вылете стрелы приподнимают верхний конец конструкции, а нижний подтягивают к фундаменту лебедкой. Для уменьшения силы трения под нижний конец конструкции подкладывают полозья.
Общие сведения о методах и способах монтажа строительных конструкций
Методы монтажа. При монтаже строительных конструкций выполняют ряд процессов: подготовку к подъему; проверку состояния конструкций; устройство подмостей для работы монтажников на высоте; строповку конструкций, подъем, установку и их временное закрепление; выверку и закрепление конструкций в проектном положении. Технология выполнения этих процессов зависит от вида монтируемых конструкций. В то же время можно выделить ряд общих принципов монтажа любых конструкций.
В зависимости от степени укрупнения монтируемых элементов различают поэлементный и крупноблочный методы монтажа.
Основной метод монтажа — поэлементный (см. схему ниже, поз. а). Это возведение зданий или сооружений из конструкций, изготовленных целиком или собранных из отдельных деталей до подъема. Таким методом устанавливают колонны, балки, фермы, стеновые панели. Поэлементно отдельными деталями монтируют конструкции лишь в тех случаях, когда нельзя поднять их целиком.
В промышленном строительстве широко применяют метод монтажа блоками — крупноблочный (см. схему ниже, поз. б), когда за один подъем устанавливают несколько конструкций, например две фермы вместе с уложенными на них плитами кровельного покрытия. Степень укрупнения конструкций в блоки зависит от грузоподъемности монтажных машин и объема блочного монтажа.
В зависимости от последовательности установки конструкций различают методы монтажа: раздельный, или дифференцированный, и комплексный. При разделном методе (см. схему ниже, поз. в) сначала в пределах здания или его части устанавливают конструкции одного вида, затем другого. Например, сначала колонны I , затем подкрановые балки II , стропильные фермы III или балки покрытия, конструкции кровли IV и стен.
При раздельном методе хотя и задерживается сдача смонтированных конструкций под смежные работы, однако упрощается организация работ и можно полнее использовать возможности кранов.
Схемы методов монтажа строительных конструкций
а — поэлементный, б — крупноблочный, в — раздельный (дифференцированный), г — комплексный; I — плоскими элементами; I — XII — последовательность монтажа.
В зависимости от направления монтажа различают продольный метод (вдоль пролета) и реже — поперечный метод монтажа (поперек пролета). Самоходные стреловые краны (кроме башенных) при монтаже колонн, подкрановых балок и подстропильных ферм, как правило, перемещаются вдоль ряда устанавливаемых конструкций, а при подъеме стропильных ферм и плит покрытий — по оси пролета.
Выбор метода монтажа зависит от объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, а также их размеров. Вопрос этот решают при разработке проекта производства монтажных работ с учетом имеющихся монтажных средств и экономической эффективности в конкретных условиях.
При любом методе монтажа должна быть обеспечена устойчивость смонтированных конструкций и устойчивость монтируемого здания (сооружения) в целом. Конкретные мероприятия для выполнения этого требования предусматриваются в ППР с учетом конструктивной системы.
Чтобы обеспечить устойчивость здания, соблюдают следующие требования.
Монтируемые здания (сооружения) разбивают на пространственно жесткие части: секции, ярусы, ячейки. Монтаж конструкций в каждой такой части завершают комплексно до начала монтажа следующей. При этом должны быть установлены все связи, выполнены все закрепления, предусмотренные проектом.
При монтаже многоэтажных зданий каждый последующий этаж (ярус) можно монтировать только после окончательного закрепления сварных соединений, замоноличивания всех смонтированных конструкций нижележащих этажей (ярусов) и набора бетоном (раствором) замоноличивания прочности, предусмотренной проектом производства работ.
Монтаж колонн каждого ряда одноэтажного или многоэтажного здания начинают с тех колонн, между которыми расположены связи; связи устанавливают сразу после монтажа этих колонн. В последующем после установки каждой очередной вертикально стоящей конструкции (колонны, фермы, стойки, рамы и т. п.) монтируют все связи или элементы, связывающие установленную конструкцию с ранее смонтированными.
Способы монтажа. Способы монтажа, как и методы организации работ, определяются при разработке ППР. В зависимости от вида сооружений и конструкций применяют следующие способы монтажа. Подъемом с перемещением (см. схему ниже, поз. а) и установкой конструкции краном (на весу) монтируют большинство конструкций зданий: колонны, подкрановые балки, фермы, плиты (панели) покрытий и другие элементы, а также предварительно укрупненные в блоки конструкции, если их масса не превышает грузоподъемности монтажного крана.
Способом надвижки (см. схему ниже, поз. б) устанавливают предварительно собранные в крупные блоки части здания, например блоки покрытий размером на ячейку зданий 12 х 24 м, 24 х 24 м, 24 х 30 м, нередко предварительно собранные конструкции технологических агрегатов.
Способом поворота со скольжением (см. схему ниже, поз. г) монтируют тяжелые колонны. В этом случае краном при малом вылете стрелы приподнимают верхний конец конструкции, а нижний подтягивают к фундаменту лебедкой. Для уменьшения силы трения под нижний конец конструкции подкладывают полозья.
Способы монтажа конструкций
а — подъем с перемещением, б — надвижка, в — поворот, г — поворот со скольжением; I — III — последовательность монтажа.
В некоторых случаях защитные диоды не ставят: они все же имеют хотя и очень небольшой, но конечный ток утечки, который может быть важен, скажем, в случае т. н. зарядового усилителя, то есть устройства, которое измеряет величину накопленного заряда. Часто не ставят их и в микросхемах для обработки высокочастотных сигналов. Так что на всякий случай, особенно если вы не уверены в наличии защитных диодов, меры предосторожности при монтаже следует соблюдать.
Рис. 11.2. Токовое зеркало
Рис. 11.3. Входной каскад элемента ТТЛ
? не хвататься руками за выводы микросхем без нужды, при необходимости их формования взять ее в левую (для левшей — в правую) руку так, чтобы пальцы касались выводов питания;
? первыми всегда следует припаивать выводы питания микросхемы (для дискретных транзисторов — эмиттер или исток);
? перед началом монтажа, особенно если вы только что переодевались, подержаться руками за заземленный металлический предмет (водопроводный кран);
? при стирке рабочей одежды обязательно использовать антистатик.
Хорошую защиту также дает метод, при котором вы не впаиваете микросхему в плату непосредственно, а устанавливаете ее на панельку. Панельку, естественно, можно совершенно безопасно монтировать любым паяльником, а микросхема устанавливается в самый последний момент. Правда, такой метод снижает надежность конструкции (см. далее).
Рис. 11.4. Защита выводов микросхем от перенапряжения
Заметки на полях
В некоторых случаях защитные диоды не ставят: они все же имеют хотя и очень небольшой, но конечный ток утечки, который может быть важен, скажем, в случае т. н. зарядового усилителя, то есть устройства, которое измеряет величину накопленного заряда. Часто не ставят их и в микросхемах для обработки высокочастотных сигналов. Так что на всякий случай, особенно если вы не уверены в наличии защитных диодов, меры предосторожности при монтаже следует соблюдать.
Рис. 11.5. Некоторые распространенные корпуса микросхем. Вверху слева — панелька для корпусов типа DIP
Рис. 11.6. Некоторые особые типы корпусов для микросхем — слева вверху PLCC, внизу — панелька для такого типа микросхем; справа вверху одна из разновидностей корпусов для микросхем с большим количертвом выводов
Имейте в виду, что очень часто выводов в микросхеме больше, чем требует ее функциональность. В этом случае существует правило: незадействован-ные выводы никуда не присоединять! В западной документации специально даже принято для таких незадействованных выводов обозначение NC (по connected). Будет грубой ошибкой, например, присоединить незадействован-ные выводы 13 и 16 КМОП-микросхемы 561ПУ4 (см. главу 15) к «земле» или питанию, как это следует делать со входами незадействованных элементов.
В первых моделях бензиновых двигателей запуск обеспечивался вращением ручки. Этот способ давно забыт. Его сменили электрические стартёры, дающие искру зажигания для топливной смеси.
Легковой автомобиль
Какие узлы автомобиля может назвать дилетант? Как правило, его фантазия не заходит дальше, чем: кузов, двигатель, колёса, салон. Реальное устройство значительно сложней. Основными блоками являются:
1. Жёсткая (несущая) основа.
2. Двигатель.
3. Трансмиссия.
4. Ходовая система.
5. Электрические узлы.
6. Управление.
Этот короткий список будет выглядеть гораздо внушительней в развёрнутой форме. Рассмотрим назначение его главных составляющих более конкретно.
Несущая основа (конструкция)
Значение узла сложно переоценить. Без него не может существовать автомобиль. Все прочие детали устанавливаются, крепятся на основу, связывающую, объединяющую их. Существует 2 типа конструкций (несущих):
— на основе тяжёлой металлической рамы;
— несущий кузов.
Оба варианта имеют право существовать, являясь одним из основных блоков авто, добавляя ему ряд плюсов или минусов.
Автомашины, изготовленные по рамному принципу способны вынести большие нагрузки. Особенностью таких версий легковых (или грузовых) машин считается многофункциональность их рамы, которую можно применять для различных модификаций автомобилей, оставляя её в неизменном виде. Другое преимущество – простота замены деталей, ремонта.
Кузовная система, предполагает отсутствие рамы. Её функции отданы кузову. Являясь более распространённой для легковых машин, такая конструкция не лишена изъянов.
Кузов несёт здесь вес всех закреплённых на нём деталей, получает удары от столкновений, подвержен испытаниям неровностями дорог, вибрацией. Выполненный из тонкого металла он оказывается под ударом сложных факторов. Положительный момент такого устройства автомашины — её лёгкость. Основная масса расположена низко, что даёт дополнительную устойчивость на трассе.
Двигатель
Сложный узел, включающий множество деталей, дающий жизнь авто – его мотор. Он производит энергию, вращающую колёса. Двигатели удобно классифицировать по типу потребляемого ими топлива:
Хотя газ и дизельное топливо делают эксплуатацию машины более экономной, бензиновые двигатели остаются самыми распространёнными с момента появления автомобиля по сегодняшний день.
Существуют отдельные модификации, использующие несколько видов топлива. Концептуальной моделью современности считается конструкция, двигатель внутреннего сгорания в которой заменили аккумуляторные батареи и электрический мотор.
В первых моделях бензиновых двигателей запуск обеспечивался вращением ручки. Этот способ давно забыт. Его сменили электрические стартёры, дающие искру зажигания для топливной смеси.
Трансмиссия
Функцию передачи, полученной от двигателя энергии к деталям, которые обеспечат передвижение машины, выполняет блок трансмиссии. В зависимости от привода машины (передний либо задний) трансмиссионная система имеет отличительные особенности.
Например, трансмиссия машины с передним приводом состоит из деталей:
1. Сцепление.
2. Коробка передач.
3. Приводные валы передние.
4. Шарниры угловых скоростей.
5. Дифференциал.
6. Основная передача (главная).
Транспортное средство с установленной под капотом трансмиссией и двигателем можно считать мощным автомобилем.
Ходовая часть
Данный блок элементов, кроме колёс и способа управления ими (числа ведущих среди общего количества колёс автомобиля), включает подвеску.
Существует большое число вариантов автомобильных подвесок. Все они разработаны для выполнения сходных задач. Функции согласования колёс и несущей системы машины, уменьшения вибрации отданы этому агрегату.
Электрические узлы и управление
К разделу электрооборудования автомашины относят: стартеры, аккумуляторы, генераторы. Кроме перечисленных деталей, систему дополняют кондиционеры, стереосистемы, прочие приборы потребления электроэнергии. От качества, надёжности данных блоков зависит работоспособность всего транспортного средства:
1. Хороший аккумулятор гарантирует быстрый, надёжный запуск двигателя в любую погоду.
2. Без исправного, проверенного стартера не появится искра, запускающая двигатель.
3. Только исправная работа генератора может гарантировать качественный заряд аккумуляторной батареи, работу всех бортовых систем во время движения машины.
Особая роль отводится управлению автомобилем. Помощь водителю здесь оказывают бортовые компьютеры, установленные на новых авто.
Сложные электронные системы собирают информацию о состоянии каждого узла, анализируют её, сообщают водителю результаты. Решение главных задач управления по-прежнему принадлежит человеку за баранкой, способному точно реагировать на изменения ситуации на полосах движения дороги. Основа системы, управляющей автомобилем, осталась прежней:
1. Корректировка направления движения (рулевое управление).
2. Согласование скоростного режима (система тормозов).
Все перечисленные агрегаты и узлы имеют сложное строение, выполняют множество функций. За время развития автомобильного транспорта они претерпели огромные изменения. Однако их внутренние модернизации направлены на изменение скорости передвижения, улучшение качественных характеристик работы машины, комфорта пассажиров.
Комплектные крупноблочные элементы электроустановок:
Значительную экономию денежных средств, ускорение сроков электромонтажа, независимость хода электромонтажных работ от готовности строительной части даёт применение следующих методов:
применение комплектных круплоблочных устройств, изготавливаемых заводами электропромышленности;
применение комплектных электроконструкций, изделий, деталей и монтажных заготовок, изготавливаемых специализированными заводами производственными базами электромонтажных организаций;
комплексная механизация и автоматизация производственных процессов;
внедрение передовых технологий и прогрессивных методов организации электромонтажного производства.
Монтаж электроустановок превращается в сборку и установку готовых комплектных блоков, прокладку комплектных сетей. При монтаже комплектных устройств значительно сокращаются сроки монтажа, повышается надёжность и безопасность эксплуатации электроустановок. Требуется меньший объём проектной документации.
Комплектные крупноблочные элементы электроустановок:
КТП — комплектная трансформаторная подстанция,
КРУ и КСО — комплектные распределительные устройства,
КПП — комплектные преобразовательные подстанции,
КВПП — комплектные выпрямительные полупроводниковые подстанции,
ККУ — комплектные конденсаторные установки,
комплектные устройства управления электроприводами.
Щиты магнитных станций, смонтированные комплектно с сопротивлениями в стальных шкафах, устанавливаются непосредственно в цехах ближе к механизмам, исключается строительство специальных помещений. Монтаж внутрицеховых КТП сводится к установке их на заранее подготовленный фундамент. Транспортировка и монтаж подстанций из объёмных элементов производится вместе с заранее установленным в них укомплектованным электрооборудованием — трансформаторами. шкафами РУ 6-10 и 0,4 кВ, освещением, заземлением и т.д.
Осветительный шинопровод ШОС представляет собой изготовленную на заводе готовую комплектную осветительную четырёхпроводную групповую линию на напряжение 380/220 В.
Рис. Осветительный шинопровод типа ШОС, прямая секция.
Рис. Осветительный шинопровод ШОС.
а) закреплённый на коробе шинопровода; б) закреплённый на подвесках вдоль металлических ферм; 1) труба; 2) светильник; 3) шинопровод ШРА; 4) подвес; 5) штепсель; 6) хомут; 7) шинопровод ШОС; 8) закреп; 9) кронштейн.
Рис. Троллейный шинопровод типа ШТМ, прямая секция
1) соединительная муфта; 2) изолятор; 3) короб; 4) троллей.
Более подробно информацию можно прочитать в книге М.С.Живова «Как организовать электромонтажные работы»
Заметки на полях
Рис. 11.2. Токовое зеркало
Рис. 11.3. Входной каскад элемента ТТЛ
? не хвататься руками за выводы микросхем без нужды, при необходимости их формования взять ее в левую (для левшей — в правую) руку так, чтобы пальцы касались выводов питания;
? первыми всегда следует припаивать выводы питания микросхемы (для дискретных транзисторов — эмиттер или исток);
? перед началом монтажа, особенно если вы только что переодевались, подержаться руками за заземленный металлический предмет (водопроводный кран);
? при стирке рабочей одежды обязательно использовать антистатик.
Хорошую защиту также дает метод, при котором вы не впаиваете микросхему в плату непосредственно, а устанавливаете ее на панельку. Панельку, естественно, можно совершенно безопасно монтировать любым паяльником, а микросхема устанавливается в самый последний момент. Правда, такой метод снижает надежность конструкции (см. далее).
Рис. 11.4. Защита выводов микросхем от перенапряжения
Заметки на полях
В некоторых случаях защитные диоды не ставят: они все же имеют хотя и очень небольшой, но конечный ток утечки, который может быть важен, скажем, в случае т. н. зарядового усилителя, то есть устройства, которое измеряет величину накопленного заряда. Часто не ставят их и в микросхемах для обработки высокочастотных сигналов. Так что на всякий случай, особенно если вы не уверены в наличии защитных диодов, меры предосторожности при монтаже следует соблюдать.
Рис. 11.5. Некоторые распространенные корпуса микросхем. Вверху слева — панелька для корпусов типа DIP
Рис. 11.6. Некоторые особые типы корпусов для микросхем — слева вверху PLCC, внизу — панелька для такого типа микросхем; справа вверху одна из разновидностей корпусов для микросхем с большим количертвом выводов
Имейте в виду, что очень часто выводов в микросхеме больше, чем требует ее функциональность. В этом случае существует правило: незадействован-ные выводы никуда не присоединять! В западной документации специально даже принято для таких незадействованных выводов обозначение NC (по connected). Будет грубой ошибкой, например, присоединить незадействован-ные выводы 13 и 16 КМОП-микросхемы 561ПУ4 (см. главу 15) к «земле» или питанию, как это следует делать со входами незадействованных элементов.