Около 10% населения в России имеют инвалидность. При этом треть от этого числа передвигаются на колясках. При таком большом числе инвалидов-колясочников в нашей стране условия для их передвижения существуют далеко не в каждом дворе и доме. В результате даже попасть на улицу становится для человека проблемой, не говоря уже о самостоятельном перемещении по городу.
Около 10% населения в России имеют инвалидность. При этом треть от этого числа передвигаются на колясках. При таком большом числе инвалидов-колясочников в нашей стране условия для их передвижения существуют далеко не в каждом дворе и доме. В результате даже попасть на улицу становится для человека проблемой, не говоря уже о самостоятельном перемещении по городу.
В 2009 году, изучив нерадостную статистику, правительство России приступило к исправлению ситуации. Теперь все новые здания строятся с учетом потребностей инвалидов-колясочников. Для облегчения их передвижения ступени в подъездах и у входных дверей должны быть обязательно оборудованы пандусами.
Пандус – это конструкция из бетона или металла, соединяющая две горизонтальные поверхности, расположенные на разной высоте. Он может быть монолитным и находиться в стороне от ступеней. Также пандус может представлять собой 2 металлических «рельса», расположенные прямо на лестнице. Поверхность конструкции может быть ребристая или оснащена противоскользящим покрытием для предотвращения скатывания коляски вниз.
Максимальная высота одного подъёма (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
Пандусы
Максимальная высота одного подъёма (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях – принимать по ширине полосы движения согласно 3.18.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м (п. 3.29).
Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов – не менее R120 (п. 3.30).
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги (п. 3.31).
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
Какие здания, учреждения в обязательном порядке должны быть оборудованы пандусами для инвалидов? На основании какого нормативного правового акта?
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) закрепил право инвалидов на социальную защиту – систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).
В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В ст. 2 Градостроительного кодекса РФ закреплено требование обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Требования Свода правил необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов (п. 1.2 Свода правил).
Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении (п. 1.5 Свода правил):
— досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
— безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
— эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
— своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;
— удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.
В соответствии с п. 4.1.14 Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9–1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Применяются для преодоления высоких препятствий и в случаях, если автомобиль не оборудован специальным подъемником для инвалидной коляски, а также для временной адаптации пространства в соответствии с программой «Доступная Среда».
Переносные пандусы – пандусы временного использования, установка и демонтаж которых не требуют дополнительного времени. Их хорошо использовать при преодолении небольших и временных преград инвалидом-колясочником. Среди переносных пандусов выделяют: подставные, перекатные, рампы (аппарель).
Перекатные пандусы с безопасными бортиками
Перекатной пандус изготавливается из прочного металлического листа, выдерживающего довольно большую нагрузку. Грузоподъемность большинства моделей – не менее 250 кг. Благодаря наличию противоскользящего рифления гарантируется отличное сцепление металла с резиновыми колесами.
Основные характеристики перекатных пандусов:
- наличие противоскользящей рифленой поверхности;
- надежная организация передвижной среды (пороги, перепады);
- возможность использовать на улице и в помещении.
Перекатные пандусы для инвалидов с нарушенной опорно-двигательной функцией — это идеальное решение для преодоления порогов. Они имеют простую конструкцию, но в тоже время выполняют свою главную функцию организации доступной среды.
Подставные пандусы с регулировкой высоты
Модели подставных пандусов на регулируемых ножках пригодны для применения в помещениях и на улице. Также рекомендуется устанавливать подобную конструкцию в местах, куда приходят люди с детскими колясками (ясли, детские поликлиники и т. д.).
Такой металлический пандус имеет ряд преимуществ:
- регулируемые по уровню ножки;
- вес алюминиевого изделия не создает сложностей при монтаже и перемещении;
- боковые бортики предотвращают возможность заехать на пандус только одним колесом;
- противоскользящая поверхность выполнена методом рифления алюминия;
- грузоподъемность – более 250 кг.
Пандус подставной «Усиленный»
Переносные рампы
Применяются для преодоления высоких препятствий и в случаях, если автомобиль не оборудован специальным подъемником для инвалидной коляски, а также для временной адаптации пространства в соответствии с программой «Доступная Среда».
Рампы имеют противоскользящую поверхность и боковые бортики вдоль всей поверхности. Рампы оснащаются ручками для переноски, которые могут быть удалены или перемещены в противоположную сторону.
Откидной пандус
Откидные пандусы бывают необходимы в тех зданиях, где нет никакой возможности обустроить безбарьерное пространство по всем правилам программы «Доступная среда» — например, это здания старой постройки с узкими лестницами. Часто это именно жилые дома. Мобильное приспособление облегчает передвижение для лиц с ограниченными возможностями и не мешает остальным жильцам.
Приспособление легко складывается и устанавливается с упором к стене или перилам. Таким образом, откидной пандус не занимает лестничный пролет и не мешает передвижению жителей и их гостей.
Такой пандус должен быть изготовлен по конкретным размерам лестницы и иметь упор на каждую ступень. Только тогда будет обеспеченно равномерное распределение нагрузки.
Важно!
Откидные приспособления являются средством адаптации устаревших зданий и временной мерой, необходимой до проведения капитального ремонта. Угол наклона таких пандусов не соответствует действующим нормативам. Поэтому конструкции можно использовать только в качестве исключительной меры для создания доступной среды в подъездах и на узких лестничных маршах.
Ширина пандуса для инвалидных колясок (ширина между поручнями пандуса) регламентируется СП 59.13330.2012 и составляет от 0,9 м до 1 м. Таким образом, минимальная ширина пандуса для инвалидных колясок — 0,9 м. Нашей компанией принята стандартная ширина пандуса — 1 м. По желанию заказчика данная ширина может меняться в допустимых СНиП пределах.
Ширина пандуса для детских и инвалидных колясок
Ширина пандуса для инвалидных колясок (ширина между поручнями пандуса) регламентируется СП 59.13330.2012 и составляет от 0,9 м до 1 м. Таким образом, минимальная ширина пандуса для инвалидных колясок — 0,9 м. Нашей компанией принята стандартная ширина пандуса — 1 м. По желанию заказчика данная ширина может меняться в допустимых СНиП пределах.
Монтаж нержавеющего пандуса
Размеры
скачать ГОСТ на пандусы
При проектировании данных устройств необходимо соблюдать нормы СНиП и требования ГОСТ для размеров данных изделий:
- При сооружении конструкции на лестнице с двумя и более пролетами, монтируются промежуточные площадки, позволяющие развернуть инвалидную коляску. Размеры такой площадки таковы: ширина в два раза превышает ширину марша, а глубина составляет, как минимум 150 сантиметров. Пример можно видеть на этом фото.
Капитальные постройки для средств передвижения инвалидов возводят чаще на входах в жилые или общественные здания, подземные переходы или виадуки. Стационарные в зависимости от места установки выполняют из монолитного бетона или металла. Металлические изделия состоят из двух горизонтальных полос, по бокам которых установлены ограждающие элементы, и поручней. Металлические полозья монтируются на ступени лестничных маршей.
Виды пандусов
Приспособления для безопасного перемещения людей с ограниченными способностями изготавливаются из высокопрочной стали. В зависимости от места монтажа подразделяются на:
- стационарные;
- мобильные.
По конструктивным особенностям и функциональности делятся на следующие типы:
- Откидные;
- Ролл-пандусы;
- Мобильные, куда входит телескопическая, переносная и рампа.
Стационарные
Капитальные постройки для средств передвижения инвалидов возводят чаще на входах в жилые или общественные здания, подземные переходы или виадуки. Стационарные в зависимости от места установки выполняют из монолитного бетона или металла. Металлические изделия состоят из двух горизонтальных полос, по бокам которых установлены ограждающие элементы, и поручней. Металлические полозья монтируются на ступени лестничных маршей.
Как выглядит стационарный пандус
Возведение железобетонных пологих конструкций с поручнями, предполагается еще на стадии создания проекта здания. Располагают пологие спуски на входе в жилые дома, магазины, аптеки, и другие общественные здания.
Откидные
Откидные металлоконструкции применяются в подъездах многоэтажных домов, где площадь лестничной клетки не рассчитана на возведение стационарного спуска. Сложенный откидной элемент не мешает прохождению жильцов по лестнице. Когда же требуется спустить или поднять средство для перемещения инвалидов или маленьких детей по лестничному маршу, аппарель опускается на ступени, после чего снова поднимается и крепится к стене или перилам на специальные петли.
Металлоконструкция, опираясь на каждую ступень лестничного марша, равномерно распределяет нагрузку от веса человека и средства передвижения. Выполняется из нержавеющей стали или прочного алюминия, оснащается ручкой и фиксатором. С помощью этих элементов полозья опускаются и крепятся к стенам или перилам. В поднятом состоянии толщина модели не превышает 4 см.
Как выглядит откидной пандус
Расстояние между полосами от 25 до 30 см. Длина полос в пределах 200 см, ширина 20 см. Полозья, соединенные между собой поперечными элементами и оснащаются бортиками с закругленными краями для предотвращения соскальзывания колес и риска получить травму ног человека, сопровождающего инвалида или управляющего детским транспортом.
Борта изделия не одинаковые по высоте. Если у внешнего ограждающего элемента высота 40 мм, то внутренний равняется 20 мм. Такие размеры подходят для транспорта инвалидов, детских трость-колясок, чемоданов, снабженные колесами малого диаметра. Внешний бортик нужен для безопасности движения, он не дает соскользнуть колесам малогабаритного транспорта.
У пандусов откидного типа следующие преимущества:
- Используются для передвижения малобильных граждан на специальных средствах;
- Устанавливаются в лестничных проемах – широких и узких;
- Малая масса и легкая установка;
- Антискользящее покрытие на полозьях исключается риск получения травмы.
Такие же откидные изделия, но специального типа используются для въезда колясочников в общественный городской транспорт.
Ролл-пандусы
Эти изделия появились не так давно. Представляют собой ленту, состоящую из нескольких секций, оснащенных для взаимного соединения гибким креплением. Материал – высокопрочный сплав алюминия, применяемый для строительства самолетов. Благодаря съемным секциям и гибкому крепежу роллопандус необходимых размеров собирается в нужном месте.
Как выглядит роллопандус
За счет использования гибкого крепления секций роллопандус собирается в рулон, который легко помещается в багажнике автомобиля или переносится вручную. Главное преимущество в том, что используется в местах, где нельзя возвести стационарное сооружение – в лестничных проемах одноэтажных и многоэтажных домов, на пересеченной местности.
Мобильные варианты
Мобильные пандусы, иначе называемые съемными, переносными или перекатными, состоят из двух отдельных металлических направляющих, обрамленных боковыми ограждающими элементами.
Направляющие устанавливают в необходимом месте для проезда инвалидного транспорта в нужное время. У подобного варианта один недостаток, который заключается в том, что нет поручней, без которых инвалид не сможет самостоятельно подняться по пологому спуску, потребуется помощь стороннего человека.
Рампы, относящиеся к мобильной группе устройств, производят в двух вариантах:
- бордюрный;
- площадка.
Встречается, хотя и редко, модель, которая имеет встроенный обогреватель, обеспечивающий безопасное движение колясочников в зимнее время.
В основном можно выделить 3 типа пандусов, имеющих разные конструкции, но в целом выполняющие одно назначение.
В основном можно выделить 3 типа пандусов, имеющих разные конструкции, но в целом выполняющие одно назначение.
Стационарные. Самый распространенный вид пандуса. Вызвано это простотой его установки, а так же местами, куда он устанавливается, а именно: больницы, подъезды жилых домов, дома престарелых. Выбор этих мест обусловлен длительным прибиванием людей с ограниченными возможностями в них;
Складные. Идеально подходит для нечастого использования, в виду своей конструкции отлично экономит пространство, когда не используется.
Съемные конструкции. Схож со стационарными пандусом, однако имеет откидной механизм, который позволяет убрать его в сторону или же вовсе снять. Является очень практичным, однако не очень удобным, потому что не имеет поручней;
В независимости от сильных различий этих видов, требования ко всем одинаковые. Итак, давайте рассмотрим, что требует от пандусов для инвалидов государственный стандарт (ГОСТ).
Угол наклона
Начнем именно с угла наклона пролета, потому что это самый важный показатель в плане безопасной эксплуатации, от которого зависит простота и легкость движения колясок вверх или вниз. Измеряется данное значение в процентах. Кстати, процент можно определить через метрическую систему измерений. Если говориться о 10%, то это на один метр длины пролета верхний его край должен быть выше нижнего на 10 см. Итак, что требует от наклона ГОСТ:
Что касается высоты поручней (ограждения), то для взрослых инвалидов устанавливается два уровня: 60 и 80 см. Для детей данный показатель – 50 см. Обязательно в нижней части пролета монтируется ограждение в виде бордюра или бортика. Его назначение – противостоять движению вниз задом коляски, если инвалид не смог справиться с подъемом. Высота бортика – 5 см.
Предназначение разных конструкций пандусов для колясок
Если разговор идет об уличных пандусах, то оптимальный вариант – это стационарные сооружения. Их чаще всего строят из бетонного раствора с заливкой его в опалубку. Это прочное и надежное устройство, которое прослужит много лет. К тому же оно простое по производству работ своими руками.
Есть более простые варианты. К примеру, установка прямо по лестничному маршу двух металлических профиля, а именно швеллеров. Их прямо устанавливают по ступенькам и крепят к ним анкерами. При этом строго надо соблюдать два требования:
При этом необходимо установить металлические пролеты так, чтобы они не мешали передвигаться по лестнице другим ходячим людям. Добавим, что сегодня многие производители предлагают готовые устройства, с помощью которых можно быстро соорудить неплохой пандус для инвалидов. При этом производители строго учитывают требования, предъявляемые ГОСТами. Такие изделия могут быть стальными, алюминиевыми и пластиковыми.
Конечно, умельцы выкручиваются, как могут, поэтому в подъездах многоквартирных домов можно встретить и деревянные конструкции, которые устанавливаются на ребро около стены. Чтобы по ним спуститься или подняться, необходимо уложить пандус на лестничный марш, проехать по нему, а затем поставить заново около стенки. Справиться самим инвалидам с таким процессом не всегда под силу. Но другого варианта иногда просто не бывает.
И главное – чтобы обеспечить полную безопасность для инвалидов колясочников, необходимо придерживаться требований и норм СНиП и ГОСТов.