Просила обязать Брянскую городскую администрацию установить пандус (либо установки специализированного подъемного устройства) в подъезде многоквартирного жилого дома по адресу , для обеспечения инвалиду, использующему кресло-коляску, беспрепятственного доступа.
Ефанова В.Ф. обратилась в суд с указанным иском к ответчику о понуждению к совершению действий: установлении пандуса в подъезде многоквартирного дома. В обоснование иска указала, что она является инвалидом-колясочником, зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: . В связи с тем, что в подъезде жилого дома отсутствует пандус, она не имеет возможности самостоятельно выходить из жилого помещения на улицу, чем нарушаются ее права.
Просила обязать Брянскую городскую администрацию установить пандус (либо установки специализированного подъемного устройства) в подъезде многоквартирного жилого дома по адресу , для обеспечения инвалиду, использующему кресло-коляску, беспрепятственного доступа.
Третье лицо – представитель МУП «Жилкомсервис» Володарского р-на г.Брянска — Кудрявцева Т.И. в судебном заседании исковые требования не поддержала. Пояснила, что в акте обследования подъезда указано, что в подъезде отсутствует техническая возможность для установки пандуса. Помимо этого, в договоре управления многоквартирного жилого дома не указано, что управляющая компания должна проводить работы по установке пандуса.
Третье лицо — представитель Володарской районной администрации г.Брянска — Афонина О.В. в судебном заседании исковые требования не поддержала.
Третье лицо – представитель Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Ефанова В.Ф. проживает в квартире, расположенной по адресу: .
Истец является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно, передвигается на кресле-коляске.
Как следует из объяснений представителя истца и подтверждается материалами дела. Ефанова В.Ф. обращалась с заявлениями в Володарскую районную администрацию г.Брянска по вопросу обеспечения ей беспрепятственного доступа из жилого помещения, расположенного по адресу: .
Уведомлением Володарской районной администрации за №. от ДД.ММ.ГГГГ Ефановой В.Ф. было сообщено, что ее заявление по вопросу обустройства лестничного марша в подъезде жилого дома , перенаправлено в МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска.
Аналогичные требования содержались в пунктах 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73 и действовавших до 1 января 2013 года.
Частью 1 статьи (ред. от 02.07.2013) > «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» > Глава 2. Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) > Статья 12. Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения» target=»_blank»>12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
При этом, согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 названного Федерального закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, в частности, к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Из представленного в материалах дела акта обследования акт обследования второго подъезда дома следует, что в месте возможной установки, при входе в подъезд с левой стороны, находится щит Интернет – провайдеров, вследствие чего нет технической возможности для монтажа пандуса.
Жилой дом, где расположена квартира истца, введен в эксплуатацию как до вступления в силу вышеназванного Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, так и до введения в действие СНиП 35-01-2001, входящих в СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, в актуализированной редакции.
В соответствии с п.5.2.10 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), ширина марша лестницы должна быть не менее 1,35 м. По противопожарным нормам ширина лестницы при установке пандуса должна составлять не менее 1,20м. При установке стационарного или откидного пандуса ширина лестницы станет ниже установленных норм.
Перечень мероприятий, проведенных муниципальным образованием, может включать в себя:
а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;
в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации
Следовательно требования об обязании установить пандус к Брянской городской администрации предъявлены быть не могут, т.к. ее действия строго регламентированы и она действуют в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (вместе с «Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме»).
Таким образом, учитывая отсутствие технической возможности для установки пандуса, а также тот факт, что установка стационарного или откидного пандуса повлечет нарушение требований безопасности в отношении граждан, в т.ч. истца, исковые требования об обязании Брянской городской администрации установить пандус в подъезде многоквартирного жилого дома, при имеющихся в материалах дела доказательствах, удовлетворению не подлежат.
В удовлетворении иска Ефановой В.Ф. к Брянской городской администрации о понуждению к совершению действий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Брянский областной суд через Володарский районный суд г. Брянска.
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
Какие здания, учреждения в обязательном порядке должны быть оборудованы пандусами для инвалидов? На основании какого нормативного правового акта?
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) закрепил право инвалидов на социальную защиту – систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).
В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В ст. 2 Градостроительного кодекса РФ закреплено требование обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Требования Свода правил необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов (п. 1.2 Свода правил).
Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении (п. 1.5 Свода правил):
— досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
— безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
— эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
— своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;
— удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.
В соответствии с п. 4.1.14 Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.
Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9–1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Ситуация изменилась в 2017 году с принятием Федерального закона № 462-ФЗ. Теперь, если пандус ставят для нужд инвалида без привлечения денег других собственников дома, общее собрание по этому вопросу проводить не нужно. Лицо с ограниченными возможностями здоровья может напрямую обратиться в соцзащиту или управляющую компанию. А вот молодым родителям, использующим коляски для маленьких детей, все же придется заручиться поддержкой соседей для установки рельсов, подъемных механизмов или пандусов.
Источник: © , пресс-служба администрации городского округа Химки
Выйти на улицу инвалиду-колясочнику порой бывает невозможно. Лестницы в подъездах многоквартирных домов (МКД) делают из таких маломобильных граждан узников собственных квартир. Проблема решается с помощью пандусов. Как в Подмосковье ими оборудовать входные группы и что делать, если соседи против, читайте в материале портала mosreg.ru.
Маломобильные граждане
Источник: ©, пресс-служба администрации городского округ Химки
Маломобильные группы населения – это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении. К этой категории относятся не только инвалиды, но и беременные, маленькие дети, родители с колясками, пожилые, люди с чемоданами, избыточным весом, временными нарушениями здоровья. В той или иной степени все они имеют проблемы с использованием лестниц в подъездах многоквартирных домов.
Для защиты их прав в Московской области действует государственная программа «Доступная среда». Одно из ее направлений – обеспечение беспрепятственного доступа к жилищу и использованию общего имущества в МКД. Для этого устанавливают стационарные и откидные пандусы.
Если соседи против
Источник: ©, пресс-служба администрации города Химки
В старых домах часто возникали споры между инвалидом и его соседями по поводу монтажа приспособлений, из-за чего разрешение проблемы затягивалось или вовсе оказывалось невозможным, ведь для принятия решений по общему имуществу нужно согласие всех собственников.
Ситуация изменилась в 2017 году с принятием Федерального закона № 462-ФЗ. Теперь, если пандус ставят для нужд инвалида без привлечения денег других собственников дома, общее собрание по этому вопросу проводить не нужно. Лицо с ограниченными возможностями здоровья может напрямую обратиться в соцзащиту или управляющую компанию. А вот молодым родителям, использующим коляски для маленьких детей, все же придется заручиться поддержкой соседей для установки рельсов, подъемных механизмов или пандусов.
Кстати, с июля 2016 года в Московской области все дома, которые застройщики вводят в эксплуатацию или в которых проходит капремонт, должны быть оборудованы пандусами или другими подобными приспособлениями. Без этого приемка объекта невозможна.
Куда обращаться
Источник: ©, пресс-служба администрации города Химки
В муниципалитетах Подмосковья создаются специальные комиссии, которые проводят обследование многоквартирных домов и, если нужно, составляют план по обеспечению доступности для инвалида общих помещений в МКД. Если в конкретном доме нет нужных приспособлений, можно узнать в соцзащите или администрации округа, включен ли адрес в этот план.
Кроме того, жители региона могут подать заявление об установке пандуса в управляющую компанию. В течение месяца должен прийти ответ. В случае положительного решения приспособление установят за пару дней. Отказ можно обжаловать в администрации муниципалитета, прокуратуре, жилищной инспекции или в суде.
Отметим, что нужно добиваться именно легальной установки пандуса управляющей компанией, и ни в коем случае не ставить его самостоятельно. Для этого необходимы разрешительные документы на изделие и его установку. Приспособление должно строго соответствовать техническим регламентам, а монтаж должна осуществлять специализированная организация.
Шаг 2. Обратитесь с заявлением в организацию, осуществляющую управление вашим МКД
Наличие пандуса в жилом доме обусловлено потребностью маломобильных граждан, к которым относятся, в частности, инвалиды и лица с малолетними детьми, использующие детские коляски (ст. 1 Закона г. Москвы от 17.01.2001 N 3).
Поскольку в судебной практике нет единообразия по вопросу порядка установки пандусов в многоквартирных домах, рассмотрим один из способов его установки. Рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Проведите общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
Владение и пользование общим имуществом МКД, к которому относятся в том числе лестницы, лестничные площадки и коридоры, осуществляется по соглашению всех участников общей долевой собственности (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 290 ГК РФ; ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
В связи с этим для решения вопроса об установке пандуса необходимо провести общее собрание собственников помещений в МКД (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).
Внеочередное общее собрание может быть созвано, в частности, по инициативе любого из собственников помещений. Оно будет правомочно, только если в нем примут участие собственники или их представители, обладающие более чем 50% общего числа голосов, а в жилищном кооперативе — если присутствуют более 50% членов кооператива (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 117, ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ).
В повестку дня собрания необходимо включить вопрос о необходимости установки пандуса.
Решения общего собрания собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование, принимается большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании собственников помещений МКД.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколом и являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 1, 5 ст. 46 ЖК РФ).
Шаг 2. Обратитесь с заявлением в организацию, осуществляющую управление вашим МКД
Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в МКД. В свою очередь, надлежащее содержание общего имущества должно обеспечивать в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ч. 1, п. 3 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
В зависимости от способа управления вашим МКД (например, управляющей организацией, ТСЖ, жилищным кооперативом) вам необходимо подготовить и подать в соответствующую организацию на имя руководителя заявление с просьбой установить пандус и указанием подъезда, где это необходимо сделать. К заявлению приложите копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Копию данного заявления желательно также направить в районную управу на имя главы районной управы или главы местной администрации.
По общему правилу срок рассмотрения заявлений граждан составляет 30 дней (ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Шаг 3. Получите ответ на заявление
В письменном ответе на ваше заявление об установке пандуса должно быть указано принятое решение об удовлетворении вашей просьбы и установке пандуса с указанием сроков его установки либо мотивированный отказ в этом (ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).
Отказ может быть вызван, например, технической невозможностью установки пандуса по причине слишком узкого лестничного пролета.
Все необходимые технические параметры для проектирования и оборудования пандусов в жилых домах регламентированы СНиПом — СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Шаг 4. Дождитесь установки пандуса или обжалуйте отказ в его установке
За защитой своих прав вы вправе обратиться, в частности, в прокуратуру или суд.
С целью осуществления надзора за соблюдением ваших прав подготовьте письменную жалобу в прокуратуру. Прокурор рассмотрит вашу жалобу и примет меры по пресечению нарушений ваших прав, а также привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон (ст. ст. 21, 26, 27 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).
В случае отказа в установке пандуса вы вправе также обратиться в суд с иском, в частности, к организации, осуществляющей управление вашим МКД, об обязании ответчика установить пандус.
Мы работаем с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и расчётным центрами и не оказываем услуги собственникам и потребителям жилищно-коммунальных услуг. Вы представитель управляющей организации или расчётного центра?
Закон определяет, что люди с ограниченными возможностями должны иметь беспрепятственный доступ во все здания и общественные места. Если требуется монтаж конструкции около подъезда многоквартирного дома, следует составить письменное обращение на имя руководителя управляющей компании, председателя ТСЖ или в адрес любой другой организации, осуществляющей обслуживание дома.
То, как и где должны быть смонтированы специальные конструкции, определяется ГОСТом. Действующие документы регламентируют размер, уровень наклона, место для установки. Согласно современному законодательству, пандус должен располагаться у входа в здание и на лестничном пролете.
Сегодня разработаны несколько видов конструкций:
- стационарные. Устанавливаются на долгий срок, могут быть достаточно широкими для того, чтобы по ним могли проехать одновременно две инвалидные коляски;
- откидные. Их монтируют на участках с ограниченной площадью. Для освобождения пространства пандус можно поднять к стене;
- съемные. Этот тип конструкций является наиболее мобильным. Представляет собой две металлические полосы, которые легко достаются и убираются при необходимости.
Действующие стандарты предполагают, что пандусами должен оснащаться вход в помещение, если перепад поверхности превышает 4 см. Также необходимо учитывать следующие нормативы:
- внизу и наверху конструкции предусматриваются широкие площадке, на которых можно развернуть коляску;
- ширина стандартного пандуса – не менее 90 см, а если предусмотрено движение в две стороны – не менее 180 см;
- при длине конструкции более 9 м монтируются дополнительные площадки.
Определенные требования предъявляются к углу наклона. Стандартным считается показатель в 4 – 5%, при этом высота конструкции не должна превышать 80 см. В редких случаях разрешено увеличить угол наклона до 10% (если площадь неровная и имеет большие перепады). Если подъем не более 50 см и устанавливается временный пандус, угол может быть равен 8%.
Действуют следующие нормативы в отношении поручней:
- в зависимости от типа конструкции монтируют поручни на одной стороне либо на обеих;
- не допускаются пустые места между перилами, они должны быть едиными;
- поручни устанавливают на внутренней стороне, параллельно движению;
- выбирают сечение профиля 40 мм, а сами перила должны находиться на высоте 90 см;
- поручни должны заканчиваться на расстоянии 30 см до конца пандуса.
Пандус – конструкция, имеющая уклон, по которой маломобильные группы населения могут подняться к входу в общественных местах или жилых зданиях. На данный момент огромное внимание уделяется возможности инвалидов пользоваться услугами наравне с остальными группами населения, не имеющими проблем со здоровьем и комфортно чувствовать себя в жилых зданиях. Необходимость возведения пандусов регламентируется законом «О социальной защите инвалидов».
Нормативно-правовая база необходимости установки пандуса
На данный момент существует огромное количество правовых актов, которые регламентируют доступную среду для инвалидов и устанавливают требования для ее воплощения в жизнь:
Конвенция ООН по правам инвалидов. Это международный документ, согласно которому все страны – участники обязаны соблюдать его требования, то есть предоставлять инвалидам подобающий жизненный уровень и социальную защищенность наравне с другими гражданами. Данный документ ратифицирован и принят Россией в 2012 году. Инвалидам, в соответствии с текстом документа гарантируется равный и беспрепятственный доступ к городской и сельской инфраструктуре, транспорту и связи, а также к квартирам в жилых домах.
Конституция Российской Федерации. Согласно статье 17 данного документа, Российская Федерация относится к типу социального государства, которое должно социально защищать и обеспечивать подобающие условия жизни малозащищенным слоям населения.
Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». Принят данный закон в ноябре 1995 года и с того момента провозглашено право инвалидов на свободное посещение общественных мест, без ограничений.
С 1 января 2016 года в закон вошли поправки, которые в большей мере касаются создания комфортной среды для жизни инвалидов. Инвалиды, которые не в силах самостоятельно передвигаться из-за проблем со зрением, смогут получить бесплатное сопровождение на объектах инженерного типа (вокзалах, аэропортах). Все органы государственной и муниципальной власти, а также юридические лица обяжут предпринимать действия по обустройству объектов необходимыми для инвалидов пандусами и другими важными сооружениями.
Программа Российской Федерации «Доступная среда». Данная программа разработана в 2009 году. Ее целью является к концу 2020 года создать по всей стране беспрепятственный доступ инвалидов к городской инфраструктуре. Выполнены должны будут следующие требования:
Нормативные акты регионов Российской Федерации и министерств, которые помогают в реализации описанных выше законов и документов конкретно в каждом регионе.
ГОСТы, по которым устанавливается доступность общественных объектов, а также устанавливаются требования по сооружению необходимых для беспрепятственного доступа конструкций в зданиях и около них.
Если для климата региона характерны резкие перепады температуры, из-за чего поверхность ступеней и пандуса обледеневает, необходимо при разработке проекта предусмотреть способы устранения льда с платформы;
Организация безопасных и комфортных условий жизни не только для здоровых граждан, но и для людей с ограниченными физическими возможностями – это признак цивилизованного общества. Важно, чтобы каждый человек, независимо от своего пола, возраста, состояния здоровья или социального положения мог свободно посещать магазины, поликлиники, образовательные учреждения, а также любые другие места общего пользования. Одним из основных элементов «безопасной среды» являются специальные пандусы для инвалидов.
Изготовление и установка пандусов обязательны для не только для жилых, но и для зданий общественного, торгового или производственного назначения. Если по техническим причинам монтаж подъемных конструкций невозможен, на входе в организацию должна быть установлена кнопкой вызова сотрудника, который поможет гражданину преодолеть лестничный пролет.
Виды пандусов
Все существующие сегодня сооружения, предназначенные для вертикального перемещения маломобильных категорий граждан, можно разделить на несколько категорий.
Стационарные пандусы для инвалидов рассчитаны на десятилетний срок эксплуатации. Их устанавливают в составе входных групп в жилые дома, магазины, развлекательные, торговые центры, магазины, аптеки. В соответствии с актуальными строительными стандартами запроектировать или построить общественное здание без специальной наклонной площадки на входной группе возможно только в нарушение СНиП.
Внешне они представляют собой одну или несколько наклонных поверхностей, дублирующих лестницу, вдоль которых устанавливаются поручни. Крайне важно выдержать оптимальный наклон сооружения, который сможет гарантировать безопасный подъем/спуск по ступеням.
Чаще всего, их устанавливают там, где технически или конструктивно нельзя смонтировать обычные площадки. Например, это может лестничный пролет в жилом, многоэтажном здании, ширина которого не позволяет устанавливать стационарное сооружение для свободного перемещения инвалидных кресел. В этом случае, проще всего воспользоваться специальным подъемным механизмом, который может раскладывать или складывать конструкцию, обеспечивая ее компактное хранение.
Визуально откидные площадки для инвалидов выглядят, как компактная платформа с рельсами, которая крепится к стене с помощью специального замка или строительных петель.
Представляют собой мобильные конструкции, на установку и демонтаж которых уходит минимум времени. Такие подъемные платформы достаточно компактные, а значит они не занимают много места при хранении и перевозке. Для уменьшения веса мобильных сооружений они производятся из алюминия или любых других легких металлов.
Различают следующее виды съемных пандусов:
Рампа – компактное, невысокое сооружение, предназначенное для преодоления порогов. С помощью рамп родители с маленькими детьми и инвалиды получают возможность быстро и без лишних сложностей преодолевать небольшие препятствия. Рампа производится из нержавеющего металла и резины, если нужно ее можно быстро установить, а затем и демонтировать.
Пандус – рампа – с ее помощью становится возможным преодоление искусственных или естественных барьеров высотой до 15 сантиметров. Сооружение обладает фиксированной шириной и высотой, внешне она напоминает клин. Как правило, рампа монтируется с обеих сторон от препятствия.
Независимо от вида и специфических особенностей все пандусы оснащаются противоскользящими поверхностями, что позволяет свести к минимуму риск соскальзывания с них колес инвалидной коляски.
Требования к конструкции
При установке пандусов для инвалидов пристальное внимание уделяется безопасности и удобству их эксплуатации. Согласно действующей нормативной документации основными характеристиками конструкции являются:
Предельно допустимый уклон;
Габариты сооружения – длина, ширина;
Наличие поручней, перил, иных ограждений.
Эти и многие другие характеристики изложены в ГОСТ и СНиП. В соответствии с положениями СНиП 35-01-2001 к пандусам для инвалидов предъявляются следующие требования:
Максимальная высота одной наклонной площадки не может превышать 80 сантиметров; Угол наклона конструкции не может быть более 8%. Этот показатель может быть увеличен, если высота площадки не превышает 20 сантиметров;
Ширина сооружения для свободного передвижения одного инвалида-колясочника не может быть менее 1 метра;
Если проектом предусматривается двухстороннее движение, то ширина наклонного участка лестницы увеличивается до 1,8 метров;
Горизонтальный участок должен позволять инвалидам – колясочникам свободно разворачиваться в нужном направлении, поэтому размер такой площадки должен быть не менее 1,5 метров.
СНиП также устанавливает требования к материалу, из которого производятся пандусы – он должен быть прочным и огнестойким. Конструкции, имеющие высоту более 45 сантиметров, оснащаются поручнями, высотой 70 или 90 сантиметров.
На расстоянии не менее 60 сантиметров перед началом наклонной поверхности должен размещаться участок, окрашенный ярко-желтой краской или имеющий рельефную поверхность. Чтобы предотвратить соскальзывание ног, костылей или трости инвалида СНиП также устанавливает требование об обустройстве вдоль сооружения небольшого, пятисантиметрового бортика.
В 2012 году был принят переработанный и несколько ужесточенный СП 59.13330, который устанавливает целый ряд правил относительно сооружения пандусов для инвалидов – колясочников. Наиболее важными положения указанного СП являются:
Максимально допустимая длина подъемного сооружения составляет 90 сантиметров;
Допустимая ширина наклонной площадки между поручнями равняется 90 сантиметров;
Если высота подъемной конструкции более 3 метров необходимо предусмотреть установку автоматического подъемного механизма – лифта.
ГОСТ Р-51261 официально закрепляет требования к конструкции отдельных элементов лестницы, обеспечивающих доступ в здание лицам с ограниченными возможностями здоровья:
Подъемная платформа должна оснащаться навесом, системой водоотведения;
Если для климата региона характерны резкие перепады температуры, из-за чего поверхность ступеней и пандуса обледеневает, необходимо при разработке проекта предусмотреть способы устранения льда с платформы;
С учетом открывания входной двери наружу ровный участок, предназначенный для маневрирования, должен иметь следующие размеры — 2*1,4 или 1,85*1,5 метров.
ГОСТ Р 51261-99 устанавливает требования относительно оснащения пандусов поручнями. Их монтаж обязателен, в ситуации, когда высота подъема более 15 сантиметров, а размер наклонной поверхности более 1,8 метров.
Поручни могут устанавливаться, как с двух сторон, так и посередине подъема, если, например, он рассчитан на двухстороннее движение. Обязательным условием является надежное, долговечное крепление перил и поручней. Для безопасной эксплуатации форма поручней должна быть округлой, удобной для захвата.
За нарушение действующих требований к изготовлению и установке пандусов должностные лица государственных и муниципальных организаций, руководители юридических лиц несут административную ответственность.
Частые ошибки в проектировании и установке
К наиболее частым ошибкам, которые допускаются при монтаже пандусов для инвалидов, относятся:
Слишком крутой угол наклона;
Неправильно подобранная ширина рельсов, из-за чего не удается установить колеса на платформу;
Отсутствие поручней, которые делают спуск/подъем, не только безопасным, но и комфортным;
Наличие физических препятствий на линии движения;
Недостаточный размер участков для разворота;
Наличие на съезде ступеней.
Достаточно часто встречаются конструкции недопустимые в техническом плане. Чтобы избежать возможных ошибок при установке пандусов вы можете обратиться за помощью к проектировщикам и монтажным бригадам компании «Стальной город».
Угол наклона пандуса
должен быть в пределах
до 8 % или
Наименование | Описание |
СП 59.13330.2016 | Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 |
ГОСТ Р 51261-2017 | Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования |
СП 136.13330.2012 | Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением N 1) |
СП 136.13330.2012 | Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения |
СП 30-102-99 | содержит требования к входной площадке. |
СП 59.13330.2012 | Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 |
СП 59.13330.2012 | содержит предписания по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения |
СНиП 35-01-2001 | содержит предписания по адаптации жилых домов и социально-значимых объектов для маломобильных групп населения. А так же конкретные ограничения по установке и параметрам пандусов. |
ГОСТ Р 51261-99 | содержит технические требования к стационарным опорным устройствам. |
Длина одного наклонного
марша пандуса не должна
превышать 900 см
Длина всего пандуса
не должна
превышать 3600 см
Ширина пандуса при
исключительно одностороннем
движении должна быть не менее 1 м
При двустороннем движении ширина
пандуса должна быть не менее 180 см
Площадка на горизонтальном
участке пандуса при прямом
пути движения или на повороте
должна быть глубиной не менее 150 см
Максимальная высота одного
подъема (марша) пандуса
не должна превышать 80 см
Угол наклона пандуса
должен быть в пределах
до 8 % или
Расстояние между поручнем и ближайшим элементом оборудования или стенками помещения должно быть не менее 4 cм
Также действует федеральная программа «Доступная среда» для инвалидов, рассчитанная до 2020 года. Можно попытаться в рамках этой программы добиться установки пандуса от муниципалитетов или органов государственной власти.
Как я убедил ЖЭК установить пандус в подъезде
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации», а не лицами ответственными за содержание жилых домов.
«Б.18 маломобильные группы населения (МГН): Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.».